Снижение НДС до 13%: непростые последствия простых решений

Снижение НДС до 13%: непростые последствия простых решений

И дея радикального снижения НДС с 2007 г. (с 18 до 13%) была предложена премьером М. Фрадковым в числе дополнительных мер, направленных на увеличение темпов экономического роста. Целью снижения НДС провозглашается "облегчение жизни" отечественным производителям, выпускающим продукцию с высокой долей добавленной стоимости, что должно послужить стимулом к ускорению экономического роста. Минфину и МЭРТу поручено разработать конкретные механизмы снижения налога. Специалисты Центра развития попытались оценить последствия этой меры для развития национальной экономики, равно как и выявить действительных ее бенефициаров.

Цена снижения НДС для бюджета

П оступления от НДС в 2004 г. составили 6.4% ВВП, обеспечив 31% доходов федерального бюджета, или их половину, если исключить доходы, связанные напрямую с внешнеторговой конъюнктурой (экспортные пошлины и НДПИ на нефть). В течение 2005 г. из-за опережающего роста поступлений от "нефтяных" налогов и увеличения объемов возмещения НДС экспортерам значимость этого налога для бюджета должна была несколько снизиться, тем не менее с учетом налога, доначисленного НК "ЮКОС", доля НДС в доходах бюджета за первые девять месяцев 2005 г. составила те же 31%. Около трети указанных поступлений приходится на НДС на импортные товары, остальное — на товары, реализуемые на внутреннем рынке. Доля налога, уплаченного по льготной ставке 10%, составляет лишь около 11% общего объема поступлений. Таким образом, значимость НДС как источника поступлений в бюджет (к тому же не зависящего напрямую от внешнеторговой конъюнктуры) трудно отрицать.

С нижение базовой ставки НДС до 13% в условиях 2004 г. привело бы к выпадению из доходов бюджета около 300 млрд. руб. (именно такая оценка приводится в расчетах чиновников, готовивших предложения о снижении ставки НДС). В условиях же 2007 г. потеря 5% от ставки НДС обойдется бюджету уже почти в 500 млрд. руб. Приведя к сокращению доли доходов бюджета, не связанных напрямую с ценами на нефть, это еще сильнее увеличит его зависимость от внешней конъюнктуры. Некомпенсированное выпадение доходов федерального бюджета в таком объеме без расширения (относительно ВВП) его расходной части обусловит дефицит федерального бюджета (без учета отчислений в Стабилизационный фонд) и, соответственно, потребует повышения цены отсечения с 27 до 33–34 долл./барр.

А льтернативой могла бы стать замена выпадающих поступлений иными налоговыми источниками. Однако для получения аналогичного объема доходов ставку налога на прибыль потребовалось бы увеличить с 24 до 32%, то есть практически вернуться к ставке, действовавшей до начала налоговой реформы. При этом усилится риск недобора средств, поскольку финансовый результат для целей налогообложения минимизировать значительно проще, чем добавленную стоимость.

Оценка выпадающих доходов бюджета при снижении НДС до 13%

Источник: Минфин, Центр развития.

Основной получатель выигрыша в отечественной промышленности — нефтяной сектор

В структуре поступлений в бюджет от НДС на внутренние товары доля налога, уплаченного отраслями промышленности, выросла с 38–40% в 1998–2000 гг. до примерно 45% (32% общего объема поступлений, включая налог на импорт) в 2000–2004 гг.

Бо льшая часть добавленной стоимости создается в отраслях, в значительной степени ориентированных на экспорт (топливная промышленность, металлургия, химико-лесной комплекс). Минимальная доля добавленной стоимости, создаваемой этими отраслями, в добавленной стоимости промышленности была зафиксирована в 2001 г. (54%), что было обусловлено локальным ухудшением мировой конъюнктуры цен на товары традиционного российского экспорта, а также практикой занижения стоимости добытых углеводородов, позволявшей в условиях существовавшего в тот период порядка начисления "геологических" налогов минимизировать налоговые платежи. Начиная с 2002 г. в условиях реформирования налоговой системы (введения НДПИ) и улучшения администрирования налогов, а также роста мировых цен на продукцию этих отраслей, их доля в добавленной стоимости промышленности увеличивалась и достигла в 2004 г. 63%.

О траслями, ориентированными преимущественно на внутренний спрос, а также электроэнергетикой в 1999–2004 гг. производилось порядка 32 и 10% добавленной стоимости (ДС) промышленности соответственно.

Распределение добавленной стоимости по отраслям промышленности

Источник: Росстат, Минфин, Центр развития.

Н аибольшие объемы добавленной стоимости промышленности приходятся на нефтяной и металлургический комплексы, что объясняется не только наращиванием ими выпуска, но и значительным улучшением мировой конъюнктуры цен на их продукцию, а также ростом цен на последнюю на внутреннем рынке в силу высокой монополизированности данных отраслей и слабой конкуренции на рынках сбыта внутри страны. Нефтяной комплекс благодаря этим факторам, а также в связи с реформированием налоговой системы увеличил свою долю в добавленной стоимости промышленности с 20.1% в 1999 г. до 30.3% в 2004 г. В то же время доля металлургического комплекса в добавленной стоимости промышленности, несмотря на опережающий рост цен на его продукцию при умеренном росте выпуска, даже снизилась — с 21.8% в 1999 г. до 20.0% в 2004 г.

Х отя формально бо льшая часть добавленной стоимости промышленности создается в отраслях-экспортерах, основной груз уплаты налога на добавленную стоимость лежит именно на отраслях, ориентированных преимущественно на внутренний спрос, а также на электроэнергетике: в 1999–2003 гг. на них приходилось 70–73% уплачиваемого НДС, и только в 2004 г. этот показатель снизился до 58%. Дисбаланс объемов создаваемой ДС и уплачиваемого НДС обусловлен тем, что значительная доля добавленной стоимости, создаваемой в отраслях-экспортерах, реализуется в виде соответствующей продукции на внешнем рынке и не облагается НДС.

Распределение НДС по отраслям промышленности

Источник: Росстат, Минфин, Центр развития.

К рупнейшими плательщиками НДС в 1999–2003 гг. являлись электроэнергетика (18% уплаченного промышленными предприятиями НДС), машиностроение (25%), пищевая промышленность (16%), а также нефтяной комплекс (20%).

Вклад нефтяного комплекса в формирование добавленной стоимости (ДС) и уплату НДС промышленностью в 2003–2004 гг. (по кварталам)

Источник: Росстат, Минфин, Центр развития.

Н овой тенденцией 2004 г. стал скачкообразный рост (в отличие от плавного роста в предшествующие годы) вклада нефтяного комплекса в добавленную стоимость, производимую в промышленности, а также в НДС, уплачиваемый промышленностью. С большой вероятностью такая динамика связана не только с повышением мировых цен и с опережающим ростом российского экспорта (по отношению к выпуску), но также и с вынужденным отходом нефтяных компаний от практики использования налогооптимизирующих схем. Влияние сугубо административного (неэкономического) ресурса на увеличение вклада нефтяного комплекса в добавленную стоимость и НДС косвенно подтверждает и тот факт, что в металлургическом комплексе, также переживавшем в 2003–2004 гг. весьма благоприятный период стремительного повышения цен, однако обделенном таким же пристальным вниманием властей, подобные явления отсутствовали: вклад металлургии в производство добавленной стоимости действительно несколько вырос (с 16.7% в 2002 г. до 20% в 2004 г.), но на уплате НДС это никак не отразилось.

Д анные Росстата о динамике финансовых результатов деятельности предприятий топливной промышленности и торговых организаций (в части внешнеторговой деятельности) уже в апреле-мае 2004 гг. давали основания предполагать начало процесса перевода нефтяными компаниями экспортных контрактов из торгово-посреднических в производственные единицы вертикально интегрированных структур. Теперь это же можно отследить и по динамике добавленной стоимости и уплачиваемого НДС: по итогам второго полугодия 2004 г. доля нефтяного комплекса в ДС промышленности превысила 30% (24.5% годом ранее), в уплачиваемом промышленностью НДС — составила 43.3% (23.3% во втором полугодии 2003 г.).

С нижение ставки НДС на 5 процентных пунктов будет означать сокращение объема платежей по этому налогу на 28%. Поскольку крупнейшими плательщиками НДС являются электроэнергетика, машиностроение, нефтяная и пищевая промышленность, эти отрасли останутся основными получателями выигрыша от данной налоговой новации. В таблице приведен расчет распределения соответствующего бонуса по отраслям промышленности для 2004 г.

Распределение и значимость выигрыша от снижения ставки НДС (для условий 2004 г.)

Источник: Росстат, Минфин, Центр развития.

И сходя из распределения уплаченного НДС в 2004 г. крупнейшим получателем бонуса от снижения ставки НДС будет являться нефтяной комплекс, выигрыш которого превысит треть от всей экономии промышленности на уплате НДС. Пятую часть бонуса получит машиностроение, шестую часть — электроэнергетика, восьмую часть — пищевая промышленность. Всего же на отрасли внутреннего спроса придется около 40% всего бонуса от снижения ставки НДС.

В месте с тем значимость снижения ставки НДС для отраслей внутреннего спроса и электроэнергетики существенно выше, чем для нефтяного комплекса или других отраслей, ориентированных на экспорт. Выигрыш от налоговой новации у отраслей внутреннего спроса или электроэнергетики превысит 21% прибыли основного производства. тогда как для нефтяного комплекса (ввиду его высоких доходов) этот показатель составит около 7.5%.

Н е вполне очевидно, насколько снижение НДС скажется на ускорении роста промышленного производства, то есть в какой мере эти средства будут направлены на наращивание выпуска и инвестиционную деятельность или, напротив, пойдут на рост заработной платы и погашение прочей текущей задолженности. Если исходить из исследования ИКСИ "Микроэкономическая оценка последствий налоговой реформы", то ожидаемой реакцией на снижение ставки НДС отраслей внутреннего спроса (машиностроения, легкой и пищевой промышленности), получающих максимальный выигрыш от этой налоговой новации, можно считать следующую.

У величение выпуска традиционной и освоение выпуска новой продукции, а также рост инвестиций в основные фонды предполагали финансировать за счет экономии на выплате НДС только около 60% опрошенных руководителей промышленных предприятий. При этом о приоритете наращивания выпуска традиционной продукции (непосредственная активизация промышленного роста) упоминалось только в трети (пищевая промышленность) или даже в четверти (машиностроение) ответов. С учетом того, что указанное обследование проводилось в 2004 г. а в 2005 г. сложно говорить о какой бы то ни было активизации предпринимательского ресурса, перспективы значимого ускорения промышленного роста за счет предполагаемого снижения ставки НДС сейчас еще более сомнительны.

Н ельзя также игнорировать вероятность активизации инфляционных процессов в результате направления НДС-бонуса на повышение заработной платы (о таком характере использования экономии на НДС в 2004 г. заявляли более 10% руководителей предприятий этих отраслей).

С о значительной долей вероятности можно говорить о том, что все большее число руководителей предприятий этих отраслей промышленности будут склоняться к реализации пассивной тактики использования сэкономленных на сокращении НДС ресурсов. Даже в 2004 г. о том, что такие средства будут направлены на снижение задолженности по другим налогам, заявляли порядка трети руководителей предприятий, а в настоящее время их число, скорее всего, только возросло. Подобная тактика расходования НДС-бонуса, даже с учетом экономии средств по уплате других налогов, по всей видимости, будет означать выбор этими предприятиями пассивной стратегии развития и простое проедание сэкономленных на уплате НДС средств.

Выигрыш других отраслей: снижение НДС поможет транспортникам и строителям

П осле промышленности основными плательщиками НДС на товары, произведенные внутри страны, являются строительство (11.6%), отрасли, предоставляющие рыночные услуги, — транспорт (за исключением необлагаемых услуг городского транспорта) и связь, а также торговля.

В наибольшей степени НДС является обременительным для строительных предприятий. Согласно действующему в настоящее время порядку обложения этим налогом отрасль фактически кредитует бюджет, ожидая возврата НДС, уплаченного при осуществлении капвложений, до введения объекта в эксплуатацию. Однако уже в проект бюджета на 2006 г. заложено изменение порядка возврата НДС при капитальных вложениях, что приведет к высвобождению средств предприятий в размере 99 млрд. руб. Львиную долю этих средств получат строители. Однако ускорение возврата НДС при осуществлении капитальных затрат обеспечит заметный приток средств предприятиям лишь в 2006 г. в дальнейшем же выигрыш от данной меры будет сопоставим со стоимостью кредитных ресурсов, привлекаемых для возмещения недостатка оборотных средств.

Н аиболее значимым для строителей будет и относительный выигрыш от снижения ставки НДС до 13%, который составит, по нашей оценке, 58.1% сальдированной прибыли отрасли, а также для транспортных предприятий. Следует, кроме того, отметить, что относительный выигрыш от снижения НДС будет более значимым для улучшения финансового состояния этих двух отраслей, чем для промышленности.

Выигрыш от снижения НДС до 13% в других отраслях экономики (для условий 2004 г.)

Уплата НДС в 2004 г. млрд. руб.

Выигрыш от снижения ставки до 13 %, млрд. руб.

Источник: Росстат, Минфин, Центр развития.

Влияние снижения НДС на импортеров

П ри сложившейся структуре налоговых поступлений около трети эффекта от снижения НДС неизбежно достанется импортерам. Исходя из структуры импорта в наибольшей степени от равномерного снижения НДС выиграют поставщики машиностроительной продукции, которая составляет более 40% импорта (заметная ее часть приходится на автомобили). Положение импортеров продукции легкой и пищевой промышленности существенно не изменится при условии сохранения льготной ставки (10%) на продукты питания и товары детского ассортимента.

Структура импорта в 2004 г. %

Влияние снижения ставки НДС на темпы роста потребительских цен

П о нашей оценке, в 2007 г. в случае, если предприятия (в соответствии со сложившейся структурой затрат) воспользуются возможностью направить доходы от снижения ставки НДС на повышение зарплат, доходы населения увеличатся на 229 млрд. руб. (или на 1.2%), что должно привести к росту спроса на наличные деньги при неизменной скорости их обращения. Такой рост доходов будет оказывать дополнительное инфляционное давление, которое, по оценке, составит около 0.4–0.5%.

О днако кроме инфляционного эффекта уменьшение ставки НДС может иметь и антиинфляционный характер. Снижение НДС обусловливает стабилизацию цен на товары, реализация которых зависит от конъюнктуры внешних рынков, а также сокращение темпов роста издержек в отраслях, производящих конечную продукцию (легкой и пищевой), что позволит снизить темпы роста базовой инфляции на 0.6%. Таким образом, по нашей оценке, эффект торможения цен в результате применения этой меры оказывается немного выше эффекта возможного ускорения инфляции.

С уммарный эффект от действия на темпы инфляции указанных факторов будет практически нулевым — замедление инфляции в 2007 г. по сравнению с базовым сценарием составит 0.1%.

Влияние снижения ставки НДС на темпы роста потребительских цен

* – С учетом роста реальных доходов населения в результате снижения ставки.
** – С учетом торможения роста издержек.
Источник: Росстат, Минфин, Центр развития.

Что получит экономика?

В 2007–2009 гг. снижение ставки НДС до 13% и связанное с этим высвобождение дополнительных ресурсов предприятий может привести к увеличению темпов роста инвестиций в экономике в среднем на 0.4 процентного пункта в год. Одновременно направление части средств на повышение оплаты труда на предприятиях будет способствовать ускорению роста доходов населения и потребительского спроса. Основной эффект от снижения ставки на рост внутреннего спроса придется на 2007 г. и под его воздействием динамика промышленного производства и ВВП в 2007–2009 гг. может ускориться на 0.2–0.3 процентного пункта в год по сравнению с базовым сценарием. При этом побочным, но практически неизбежным, следствием снижения ставки НДС и роста внутреннего спроса станет заметное ускорение темпов роста импорта.

Н ужно сделать оговорку, что такое влияние на развитие экономики снижение НДС окажет лишь в том случае, если выпадение доходов бюджета не будет сопровождаться сокращением (относительно ВВП) бюджетных расходов, которые сами по себе служат источником роста внутреннего спроса, в противном случае комплексный эффект от снижения ставки НДС будет существенно менее выражен.

Влияние снижения НДС на показатели развития экономики в 2007–2009 гг.

2007–2009 гг.
(среднегодовое отклонение
от базового сценария,
процентных пунктов)