ОСНОВНЫЕ ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

студент 4 курса УлГУ,

старший преподаватель кафедры бух.учета и аудита УлГУ, г. Ульяновск

В настоящее время проблема анализа и оптимизации налоговой нагрузки для российских предприятий является одной из наиболее актуальных. Многие предприятия, пытаясь сократить затраты, стремятся к легальному сокращению налоговых выплат в бюджет, что получило название «налоговой оптимизации».

Как известно, российская система налогообложения еще доста­точно молода и несовершенна, что на начальных этапах ее станов­ления порождало массовое уклонение от налогов. По мере совершенствования налогового законодательства, предприятия стали разрабатывать и внедрять законные способы уменьшения налоговых выплат, наиболее подходящие для каждого конкретного предприятия.

Целью данной статьи является рассмотрение наиболее распрос­траненных способов налоговой оптимизации среди российских предприятий, их принципов, основных элементов налогового планирования, а также эффективности применения тех или иных методов оптимизации.

Для начала следует определить, что понимается под термином «налоговая оптимизация». В общем случае, налоговая оптимизация — это деятельность, которая реализуется налогоплательщиком, в целях снижения налоговых выплат в бюджет. Оптимизация налогообло­жения на предприятии основывается на следующих принципах:

·Принцип юридического соответствия — это один из важней­ших принципов, которым предприятия должны руководствоваться при применении системы оптимизации налогообложения. Данный принцип заключается в том, что способы оптимизации на предприятии обязательно должны быть законными и легитимными.

·Принцип рациональности расходов означает, что выгоды от экономии на налоговых выплатах должны превышать расходы предприятия по внедрению оптимизации системы налогообложения.

·Принцип диверсифицикации заключается в том, что пред­приятие в случае негативного влияния внешних факторов (например, изменение законодательства) на один из применяемых способов оптимизации должно быть адаптировано под быстрое изменение системы налоговой оптимизации.

·Принцип конфиденциальности означает, что руководство предприятия должно стремиться к тому, чтобы доступ к информации был максимально ограничен — это позволит снизить риски проверок со стороны налоговых органов.

·Принцип автономности подразумевает, что действия по налоговой оптимизации должны иметь минимальную зависимость от внешних участников.

С учетом данных принципов наиболее эффективным для предприятия представляется разработка комплексной модели налоговой оптимизации в зависимости от сферы хозяйственной деятельности организации и выполнение в соответствии с этой моделью определенных действий, направленных на минимизацию налогообложения

Различают несколько видов оптимизации налогообложения, среди них:

1.В зависимости от видов налогов (оптимизация НДС, НДФЛ, налога на прибыль, земельного налога, налога на имущество организаций и др.);

2.В зависимости от принадлежности предприятия к опреде­ленной сфере финансово-хозяйственной деятельности (то есть оптимизация налоговых выплат по отраслевому признаку, которая имеет особенности, присущие каждому конкретному виду хозяйст­венной деятельности, например для кредитных организаций, страхо­вых организаций, производственных предприятий, организаций сферы торговли и т. д.);

3.В зависимости от вида налогоплательщика (оптимизация в организациях, оптимизация налогообложения у ИП, оптимизация налогообложения у иных физических лиц);

4.В зависимости от временной принадлежности (кратковре­менное и долговременное налоговое планирование).

Налоговое планирование — это совокупность целенаправленных действий налогоплательщика по планированию налоговых выплат в бюджет, направленных на рост финансовых ресурсов организации. Комплекс действий по налоговому планированию охватывает регулирование величины и структуры налоговой базы, воздействие на эффективность принятия управленческих решений и обеспечение своевременных расчетов с бюджетом, согласно срокам, предусмот­ренным налоговым законодательством РФ.

Налоговое планирование осуществляется с целью сокращения налоговых выплат по конкретному виду налогов или по совокупности налогов, а также с целью роста объемов оборотных средств, в частности финансовых ресурсов.

Налоговым планированием следует заниматься на предприятии еще до наступления налогового периода, т. е. заблаговременно. Налоговое планирование должно начинаться еще на стадии подготовки к заключению какого-либо договора и поиска контр­агентов, так как уже в этом случае есть возможность спланировать будущие выплаты налогов в бюджет и, если возможно, предпринять действия по их минимизации.

При текущем планировании возможно использование пробелов, коллизий законодательства, учет налоговых льгот, нововведений и др.

Текущее налоговое планирование может состоять из следующих элементов:

·еженедельный мониторинг нормативно-правовых актов;

·составление планов и прогнозов налоговых выплат органи­зации и последствий заключаемых сделок с контрагентами;

·выявление и исследование возможных причин отклонений показателей предприятия от среднестатистических показателей деятельности организаций соответствующей отрасли народного хозяйства;

·определение и прогноз возможных последствий внедрения инновационных технологий на предприятии.

При долговременном планировании учитывается специфика объекта и субъекта налогообложения, а также особенности режима налогообложения. Cтратегическое налоговое планирование позволяет рассмотреть возможности использования налоговых убежищ, налоговых режимов отдельных стран, применения международных соглашений и др.

Долговременное планирование может включать следующие элементы:

·ознакомление с проектами нормативных правовых актов и прогноз возможных изменений в налоговом законодательстве;

·анализ сложившейся судебной практики конкретного региона;

·разработка прогнозов налоговых обязательств организации на более длительные сроки;

·создание различных схем управления финансовыми, инфор­мационными, документарными и товарными потоками;

·создание сетевого графика соответствия исполнения налого­вых и финансовых обязательств организации;

·оценка степени риска различных финансовых инструментов, проработка вариантов возможных причин отклонений от плановых показателей деятельности организации;

·прогноз эффективности применяемых инструментов налоговой оптимизации [2, с. 5].

Помимо элементов налогового планирования, минимизирующих налоговые выплаты, выделяют ряд методов, при которых результат в виде сокращения налоговых выплат достигается путем квалифици­рованной организации действий по исчислению и уплате налогов, что исключает или снижает случаи необоснованной переплаты налогов, а в ряде случаев и санкций.

Здесь необходимо отметить, что налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику широкий спектр возможностей для сокращения размера налоговых выплат, в связи, с чем выделяются общие и специальные способы минимизации налогов [1, с. 2].

К общим способам можно отнести следующие способы налоговой оптимизации:

1.Выбор учетной политики организации — это важнейшая часть внутреннего налогового планирования. Учетная политика для целей налогообложения обеспечивает выбор наиболее приемлемого толкования нормативно-правовых актов и действий в отношении ведения бухгалтерского учета.

Одним из наиболее распространенных способов налоговой оптимизации является снижение налогооблагаемой прибыли и уменьшение налоговой базы по налогу на имущество за счет применения метода ускоренной амортизации, а также переоценки основных средств. Однако следует отметить, что возможности применения ускоренной амортизации в России не достаточно велики, таким образом, наиболее оптимальным и эффективным вариантом остается способ переоценки основных средств.

2.Контрактная схема дает возможность оптимизировать налоговый режим при заключении конкретного договора и выпол­нения обязательств по нему. Суть данного метода состоит в исполь­зовании налогоплательщиком в договорах четких формулировок, а не принятых шаблонных, а также в использовании нескольких дого­воров, обеспечивающих одну сделку. Это позволяет разработать опти­мальный налоговый режим осуществления конкретной сделки с учетом графика поступления и расхода финансовых и товарных ресурсов.

3.Налоговые льготы — одна из важнейших деталей налогового планирования. Как правило, значительная часть льгот предоставляется местным законодательством, предусматривающим различные льготы, такие как: изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов определенных категорий налогопла­тельщиков; снижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая отсрочку взимания налогов, а также прочие налоговые льготы.

Также хотелось бы остановиться на специальных методах налоговой оптимизации, так как об общих способах знают многие, и воспользоваться ими может большинство предприятий.

К специальным методам относятся следующие:

1.Метод замены отношений основывается на разнообразии способов решения хозяйственных проблем в рамках действующего российского законодательства. Субъект вправе использовать любой из допустимых вариантов использования правовых норм наиболее подходящий для конкретных условий хозяйствования.

2.Метод разделения частично основан на методе замены. В данном случае хозяйственная операция заменяется не полностью, а только ее часть, либо применяется замена одной хозяйственной операции на несколько аналогичных. Метод применяется, как правило, в тех случаях, когда полная замена не позволяет достичь ожидаемого результата.

3.Метод отсрочки налогового платежа основан на возмож­ности переносить момент возникновения налогового обязательства на последующий календарный период. В соответствии с налоговым законодательством РФ, срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения и календарным периодом. Используя методы замены разделения, можно добиться переноса срока уплаты налога или его части на последующий период, что позволит рационализировать управление оборотными активами.

4.Метод прямого сокращения объекта налогообложения имеет целью снижение размера объекта, подлежащего обложению, или замену этого объекта иным, облагаемым более низким налогом или не облагаемым налогом вовсе. Объектом могут быть как хозяйственные операции, так и имущество, причем сокращение не должно оказать негативного влияния на деятельность предприятия.

Итак, в заключении хочется отметить, что любое предприятие, стремящееся к максимизации прибыли обязано вести налоговое планирование и разрабатывать и внедрять методы налоговой оптимизации. Ведь незнание правовых норм, а в частности норм налогового и гражданского законодательства, приводит к тому, что предприятие в условиях жесткой конкуренции не сможет приспо­собиться к текущим условиям хозяйствования и уступит место на рынке.

Но при этом следует помнить, что минимизация налогообло­жения должна применяться в разумных пределах. Важно применять комплексный подход. Затраты на оптимизацию должны быть значительно ниже, чем прибыль от нее.

Используя основные принципы оптимизации, применяя долго­срочное и краткосрочное налоговое планирование, тщательно изучая нормативную базу, предприятие может добиться наилучшего эффекта от экономии на налогах.

  1. Брызгалин А.В. Методология налоговой оптимизации: конкретные приемы // Консультант. — 2006. — № 22.
  2. Лермонтов Ю.М. Оптимизация налогообложения: рекомендации по исчислению и уплате налогов. М. 2008. 352 с.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 30.12.2012) // Собрание законодательства РФ. — 2000. — № 32.
  4. Шестакова Е.В. Налоговая оптимизация. М. 2012. 524 с.