Спрашиваем, учимся, работаем, 1с 8.2 бухгалтерия.

1C:Предприятие 8
Что? Где?
КОГДА?

Автор: Admin • 17.05.2014

Общий рейтинг страницы: 4,75 / 5 оставило 766 человек

На большинстве предприятий достаточно «холодное» отношение бухгалтерии к вопросам учета МБП объясняется нежеланием связываться с «ненужными», как многим кажется, документами и, что более существенно, стремлением «упростить» себе жизнь, которая и так усложнена другими проблемами, связанными с изменениями в налоговом законодательстве и прочими. Кроме того, при переходе на 1С: Предприятие 8, большинство бухгалтеров в принципе не знают, как правильно отобразить в программе учет МБП. В этом уроке мы рассмотрим затронутую тему.

Для справки: «МБП — малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, которые используются в течение не более 1 года или нормального операционного цикла, если он больше 1 года».

Чтобы понимать, о чем пойдет речь, нам необходимо знать методологическую суть затронутого вопроса. Для этого, сначала, я отправлю наших читателей, которые только начинают свою бухгалтерскую деятельность, к изучению П(С)БУ 9 «Запасы» (в частности, всего что касается учета МБП), а потом ознакомиться с методикой оприходования и учета МБП (на примере канцтоваров) на предприятии, описанной в газете «Все о бухгалтерском учете» № 89 за 2011 г. стр. 14; № 94 за 2011 г. стр. 30; № 115 за 2011 г. стр. 48, № 16 за 2012 г. стр. 30., а в концентрированном виде можно почитать здесь .

Поясню, почему я так поступаю. Дело в том, что весь ресурс и конкретно этот урок ориентированы на уже имеющего базовые знания в сфере бухучета специалиста, который хочет повысить свой профессиональный уровень и приобрести еще один полезный навык работы с программой.

Но оставим сей «художественный свист» и таки приступим к основному материалу урока.

1. Оприходуем МБП на склад

Опустим подробности оформления счета и выполнения оплаты поставщику, т.к. на этом этапе никакой разницы между приобретением товара, материала, услуги или другого запаса не существует. Нас больше интересует факт оприходования поступившего МБП на предприятие. В этом нам поможет документ «Поступление товаров и услуг» (путь: интерфейс «Полный». команды: «Документы» —> «Управление закупками»—> «Поступление товаров и услуг» ) Справедливости ради хочу заметить, что этот документ можно сформировать на основании счета или заказа, но найти его можно именно по вышеуказанному пути. Пример заполнения формы этого документа, а также пример заполнения карточки номенклатуры смотрите на рисунке ниже. Все, на что необходимо обратить особое внимание, выделено рамкой или просто цветом.

После того, как мы убедились, что карточка номенклатуры заполнена верно и документ правильно оформлен и проведен, контролируем результат его проведения щелчком по команде «Перейти», находящейся в панели команд документа, и выбираем команду «Движения документа по регистрам». Обращаю особое внимание бухгалтеров. я не лезу в оборотку или только в бухгалтерские проводки. А смотрю все движения документа, т.к. помню — ОСВ в УПП не является первичной! И львиная доля нужной мне в дальнейшем информации хранится именно в регистрах. Но продолжим. Что же я увижу после выполнения вышеуказанной команды? См. рис. ниже.

Как видите, регистров МНОГО. На рисунке они отображены в свернутом виде, у Вас же регистры будут развернуты. Нужные мне для анализа данные хранятся в регистрах, которые обведены рамкой. На что следует обращать внимание в первую очередь Вы, впоследствии, и сами научитесь. Я лишь продемонстрирую в качестве примера на одном из регистров, на что смотрю я: рис. ниже.

Убедившись, что вся необходимая информация записана в системе, переходим к следующему этапу — вводу МБП в эксплуатацию.

2. Вводим МБП в эксплуатацию

И вот тут большинство бухгалтеров, дабы не морочиться с «ненужной», по их мнению, документацией, просто списывает МБП на затраты либо документом «Списание товаров». либо вообще ручками: документом «Операция».

Господа! Это КРАЙНЕ пагубная практика! Ибо тем самым мы нарушаем законодательство и стандарты учета! МБП просто как товар списывать НЕЛЬЗЯ. Т.к. мы их не производим и ими не торгуем, они направлены на удовлетворение хозяйственных нужд предприятия, а значит — они должны отработать положенное им время (до 1 года), смотрим П(с)БУ 9.

При корректном учете МБП сначала вводятся в эксплуатацию. а уже потом, по истечении определенного времени, списываются из эксплуатации.

Для ввода МБП в эксплуатацию, воспользуемся специальным документом «Передача материалов в эксплуатацию» (путь: интерфейс «Полный». команды: «Документы» —> «Спецодежда и спецоснастка (МБП и малоценные необоротные активы)»—> «Передача материалов в эксплуатацию» ) Сколько в свое время было поломано копий в стычках с бухгалтерами, доказывавшими, что спецодежда, а уж тем более спецоснастка, к МБП не имеют ни малейшего отношения, и что счета учета у них разные, и что 1с-ники «тупые и глупые» и ничего в учете не смыслят 🙂 Не буду вступать в очередной раз в полемику: есть, как есть. Переписывать программу никто не будет, а, посему, принимаем как должное и работаем. Для нас важен результат, а он, поверьте, будет именно таким, как нам нужно!

Итак, открываем по вышеуказанному пути нужный нам документ и заполняем его приблизительно так, как на рисунке ниже:

Думаю, из рисунка все ясно. Отмечу только, что для удобства заполнения табличной части документа лучше всего пользоваться командой «Подбор» (отмечена красным выделением) и выбирать вводимые в эксплуатацию МБП с помощью специального окна. Настройки, обеспечивающие максимальное удобство, тоже выделены. В табличной части обязательно контролируем те поля, которые выделены рамками. И еще одна заметка: в моем примере МБП уходят на производство, у Вас это может быть любое другое подразделение, и способы отражения расходов должны быть настроены еще до начала работы с программой.

Убедившись, что документ оформлен корректно, все данные для учета выбраны и все МОЛ назначены, проводим документ и снова контролируем себя, щелкнув по уже известной Вам кнопке «Перейти» и выбрав движения по регистрам. Снова откроется уже знакомое Вам окно с перечнем задействованных в операции регистров. Нужные нам выделены. См. рис. ниже:

И, как уже заведено, пример контроля информации в паре интересующих нас регистров:

Регистр накопления «Материалы в эксплуатации».

Регистр бухгалтерии «Журнал проводок (бухгалтерский учет)».

Хочется обратить внимание бухгалтеров на то, что с этого момента МБП для бухучета как бы не существует! И если Вы будете здесь искать знакомый Вам по 7-ке забалансовый счетМЦ, то, скорее всего, в этой конфигурации Вы его не найдете. «А как же я тогда узнаю, сколько МБП у меня в экплуатации, да и вообще, с чего мне тогда их списывать?» — спросите Вы. И Ваш вопрос будет вполне логичен. Для пользователя 7-ки. В УПП все несколько иначе. Я не просто так немного выше показал пример контроля регистра «Материалы в эксплуатации». П редвосхищая справедливое возмущение по поводу: «Что, мне теперь, нужно будет постоянно заходить в документы и следить за регистрами?!» Отвечу — нет! Не нужно лазить по регистрам постоянно! Для этого есть специализированный отчет «Ведомость по материалам в эксплуатации» (путь: интерфейс «Полный». команды: «Отчеты» —> «Спецодежда и спецоснастка»—> «Ведомость по материалам в эксплуатации» ). Пример подобного отчета предлагаю для изучения ниже:

И тут же, предвосхищая разочарование по поводу, а где же стоимость? Обращу внимание читателей на другой отчет, находящийся по тому же пути. но уже для учета стоимости :). С Вашего позволения, картинку выкладывать не буду. Ее можно рассмотреть и самостоятельно уже в своей программе.

Резюмируя вышеописанное, останется сказать, что задачу по вводу МБП в эксплуатацию мы выполнили, как проконтролировать этот процесс ознакомились и нам осталось только переместить МБП, находящиеся в эксплуатации, в случае смены материально-ответственного лица, а также списать находящиеся в эксплуатации МБП, когда им придет для этого время.

3. Перемещаем МБП в эксплуатации

Иногда случаются на предприятии моменты, когда материально-ответственное лицо в силу обстоятельств не может больше быть материально-ответственным, и все, что находится под его ответственностью, необходимо передать другому. Для решения этой ситуации в УПП существует документ «Перемещение материалов в эксплуатации» (путь: интерфейс «Полный». команды: «Документы» —> «Спецодежда и спецоснастка (МБП и малоценные необоротные активы)»—> «Перемещение материалов в эксплуатации» ) Этот же документ можно оформить и на основании вышеописанного документа «Передача материалов в эксплуатацию». но найти его потом можно именно по пути, указанному мной ранее. Подробно описывать его назначение не вижу особого смысла, т.к. оно видно из названия документа, а вот как его правильно оформить, смотрите на рисунке ниже:

Думаю, что и так все понятно 🙂 Теперь, после проведения документа, контролируем движения по регистрам, см. пример:

А после, дополнительно контролируем изменения в уже известном Вам отчете «Ведомость по материалам в эксплуатации»:

Как видим, наши МБП благополучно перекочевали от одного МОЛ к другому. На этом этап передачи МБП в эксплуатации можно считать выполненным. И нам с Вами осталась самая малость — списание. К решению этой задачи и переходим.

4. Списываем МБП из эксплуатации

Для списания МБП из эксплуатации мы воспользуемся документом «Списание материалов из эксплуатации» (путь: интерфейс «Полный». команды: «Документы» —> «Спецодежда и спецоснастка (МБП и малоценные необоротные активы)»—> «Списание материалов из эксплуатации» ). Наши телодвижения не будут отличаться оригинальностью, т.к. для оформления этого документа, имея знания и навыки по вводу и перемещению МБП, особо извращаться не получится 🙂 Документы-то типовые! Смотрим на рисунок и мотаем на ус:

И что мы видим? Да, фактически все то же, что и раньше. И контролируем одни и те же параметры. Думаю, комментарии тут излишни. А что же в регистрах? Их состав не изменился, изменились лишь движения, что мы и наблюдаем на примере ниже:

Наши МБП благополучно выведены из учета 🙂 Чего мы, в принципе, и добивались.

Кратко резюмируя все вышерассказанное, можно сделать вывод: на самом деле, зная, как и где в УПП учитывать малоценные и быстроизнашиваемые предметы, никаких проблем возникнуть не должно, да и не возникает. Чего и Вам желаю, уважаемые читатели!

До новых уроков!

P.S: Если у Вас есть какие-то возражения или замечания, не стесняйтесь, пишите! И мы с Вами ОБЯЗАТЕЛЬНО их рассмотрим, обсудим и придем к общему знаменателю. Удачи!