Борьба с незаконными схемами обналичивания денежных средств — ТЕОРИЯ ПРАВА

Любая финансово-хозяйственная деятельность ООО предусматривает совершение гражданско-правовых сделок и расчеты с контрагентами (поставщиками товаром или услуг) по ним, и как правило ООО находящееся на основной системе налогообложения (ОСН) такие расчеты осуществляет в безналичном порядке через расчетный счет фирмы. Но всегда ли это удобно?

С одной стороны, казалось бы, работа по расчетному счету удобна, легальна и практична, к тому же не требует совершения расчетно-кассовых операций, а с другой стороны – всегда ли выгодно и удобно осуществлять расчеты с контрагентами через расчетный счет не имея при этом «налички» в кассе предприятия? Наверное, этот вопрос сегодня задают себе многие руководители компаний, находящихся на ОСН.

Но одно дело, если необходимость снятия наличных с расчетного счета фирмы связана с ведением хозяйственной деятельности, совсем другое, если цель такого снятия не отвечает целям расходования наличных денежных средств на хозяйственные нужды. К примеру, Центробанк предлагает компаниям абсолютно легальную схему снятия наличных средств с расчетного счета юридического лица через кассу банка, где при выдаче средств руководителю выдается расходный кассовый ордер (РКО). И такие целевые средства руководитель фирмы или главный бухгалтер обязаны будут поставить снятые средства в приход фирмы, в кассу, и выписать при этом приходный кассовый ордер (ПКО). И в данном случае, такая наличка является выручкой компании, которая должна расходоваться на конкретные цели (Центральный Банк от 7 октября 2013 г. № 3073-У): зарплата сотрудникам, оплата расходов связанных с текущей деятельностью компании (работы, услуги, ТМЦ), подотчетные средства сотрудникам на закупку товаров и пр. командировочные расходы и т.д.

Важно отличать, что юридическое лицо не индивидуальный предприниматель. И в отличие от ИП, руководитель юридического лица не может снимать с расчетного счета фирмы и из ее кассы денежные средства на свои личные нужды. Именно по этой причине проблема «обналичивания денежных средств» набирает сегодня такие обороты, поскольку руководители (собственники) компаний, придумывая в обход закона различные серые схемы, стремятся снять наличку себе в карман.

Так как выглядит незаконная схема обналичивания денежных средств? Все довольно просто, ООО находит посредника – «фирму-однодневку», которая фактически никакой деятельности не осуществляет, а лишь «пропускает» через себя суммы по расчетному счету. Сегодня «фирмы-однодневки», компании для прогонки финансовых потоков встречаются «на каждом углу», об этом знают и налоговые органы и правоохранительные. Разумеется борьба с незаконной обналичкой ведется довольно активно, но ведь и сами обнальщики ведут себя крайне осторожно, ведь с документальной части казалось бы все прикрыто: заключен договор на поставку товаров, оборудования, или на оказание возмездных услуг, далее следует перечисление денежных средств на расчетный счет ООО «формально» оказывающую услугу или поставляющую товары, затем выписываются первичные бухгалтерские документы. Потом руководитель (ген.директор, директор) идет в банк, снимает поступившие на счет деньги и возвращает их фирме – владельцу средств, удержав при этом скромный символический процент. Всё!

Самое интересное, что ни одно ООО из числа участников такой серой сделки не оценивает степень своего риска. В первую очередь, рано или поздно за такими фирмами налоговики начинают следить, а попасть в поле зрения налоговиков – это первый этап разоблачения. При таких ситуациях, некоторые ООО из цепочки «обналички» начинают выпадать отдельными звеньями, кто то пускается в бегство, кто-то в банкротство, а кто-то просто «ложится на дно» и временно прекращает совершать подобные операции. Оно и понятно, кому нужна уголовная ответственность и уголовное преследование?

Налоговики наделены обширными правами по раскрытию такого рода налоговых правонарушений, ведь как ни крути с налоговой точки зрения такое обналичивание признается ни как иначе как незаконное занижение налогоплательщиком находящемся на ОСН налоговой базы, и на растущую проблему «обналички» налоговики смотрят как на большую экономическую проблему в целом. Только представьте, есть добросовестные налогоплательщики, официально начисляющие ЕСН и НДС, несут затраты в своей хозяйственной деятельности, а кто то нелегально минимизирует свои затраты путем занижения налоговой базы.

Если налоговая в отчетном периоде обнаружит заниженный НДС, первоочередная ответственность за такое занижение налогоплательщику грозит по статье 122 Налогового кодекса РФ. Данная статья возлагает на недобросовестных налогоплательщик ответственность в виде уплаты штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного НДС, а также пени за каждый просроченный день по его уплате. Если же налоговым органом будет установлен факт умышленного занижения налогооблагаемой базы, то такой штраф составит до 40%.

Самые распространенные ошибки налогоплательщиков при определении налоговой базы – это не правильное определение объекта налогообложения, ошибки в применении ставок налога и незаконное применение к вычету входного НДС. Допущение таких ошибок со стороны налогоплательщиков кроются в различных фактах, одним из которых особое распространение имеет «неправомерное применение к вычету входного НДС». Как известно основным документом применения к вычету «входного» НДС является счет-фактура. Только после получения счет-фактуры от своего контрагента можно принимать к вычету НДС. Но и здесь важно делать это без ошибок, что также часто допускают налогоплательщики (арифметические ошибки, ошибки в определении ставки налога, невозможность определить стоимость товаров, работ или услуг, невозможность определить покупателя, поставщика и др.). При таких ошибках входной НДС принять к вычету не удастся.

А вот если занижение налогооблагаемой базы произошло умышленно, риски налогоплательщика (руководителя), допустившего такое грубое нарушение, серьезно возрастают, за такое правонарушение как умышленное занижение НДС предусмотрен штраф и уголовная ответственность. И если сумма заниженного НДС подлежащего уплате в бюджет в совокупности за два года превысит два миллиона рублей, да еще и с созданием фиктивных расходов, то такому налогоплательщику вряд ли удастся избежать уголовной ответственности по ст. 198, 199 Уголовного кодекса РФ. К ответственности уголовной статье будут привлечены и руководитель и главный бухгалтер, допустившие такое умышленное нарушение.

Ответственность за умышленное занижение НДС подлежащего уплате в бюджет страны составляет от 100 000 рублей до 500 000 рублей или лишение свободы на срок от 1 года до 5 лет. Помимо этого деятельность в виде незаконное обналичивание денежных средств с расчетного счета ООО признается незаконным предпринимательством, за ведение которого в России предусмотрена ответственность по ст. 171, 173 Уголовного кодекса РФ. За осуществление незаконного предпринимательства по ст. 171 Уголовного кодекса РФ, штраф может составить до 300 000 рублей, либо возможен арест на срок до шести месяцев.

То что касается государственной борьбы и защиты бюджета, то стоит отметить что ранее наше государство не очень активно осуществляло контроль за правильностью исчисления и уплатой налогов налогоплательщиками, пока потери в бюджете не приобрели массового количества из-за объема совершенных операций по незаконному занижению налогоплательщиками налогооблагаемой базы. Экономику страны пошатнуло количество таких операций, и чтобы их сократить или снизить государственная борьба направлена на исключение возможности осуществления таких серых схем по обналичиванию. Способы правового регулирования государственной борьбы с обналом избраны административные.

В рамках реализации принятого государством решения по исключению возможности применения налогоплательщиками «серых» схем обналичивания денежных средств, с недавнего времени активно развивается деятельность правоохранительных органов, основными задачами и целями которой является возбуждение и расследование уголовных дел в отношении налогоплательщиков как физических лиц так и юридических лиц, умышленно уклоняющихся от уплаты налогов посредством «фирм-однодневок», в том числе по привлечению к уголовной ответственности тех лиц, которые непосредственно оказывают таким налогоплательщикам активное содействие, предлагают помощь и реализацию операций через свои фирмы по обналичиванию денежных средств, непосредственно оказывающих налогоплательщикам содействие в этом, путем совершения операций по обналичиванию денежных средств.

Особый повышенный интерес у правоохранительных органов вызывают лица, непосредственно осуществляющие обналичивание денежных средств, а именно принятие на расчетные счета фирм-однодневок денежных средств по фиктивным, не существующим сделкам. Уголовные дела, возбужденные в отношении таких лиц носят значительный характер. Интересный возникает вопрос, если такие лица способствовали обвиняемому руководителю юридического лица уклониться от уплаты налогов тем, что предоставили ему возможность воспользоваться счетами фирм, вернули наличными деньги и снабдили необходимыми для налогообложения документами, то они являются пособниками обвиняемого по ст.199 УК РФ? Ответ очевиден, поскольку в своей деятельности такие руководители и сами уклоняются от уплаты налогов, их должность в фирмах-однодневках носит формальный характер, которые руководят лишь процессом обналичивания доходов, полученных от операций по расчетным счетам или вырученных процентов (комиссий) от операций по обналичиванию денежных средств.

Учитывая, что борьба с обналом началась относительно не давно, сложно привести в качестве примера однозначную судебную практику по данной теме. Статья 199 Уголовного кодекса РФ предусматривает высокую степень наказания за совершение подобного рода преступления, в связи с чем правоохранительные органы по большей части квалифицируют такую деятельность по статье 172 Уголовного кодекса РФ – как незаконную банковскую деятельность.

В качестве примера можно привести Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» указано, что такие обстоятельства, как использование посредников при осуществлении хозяйственных операций, равно как и нарушение контрагентом своих налоговых обязанностей, сами по себе не могут свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика.

А вот то что касается практики привлечения обнальщиков к уголовной ответственности, в 2008 году в Басманном суде города Москвы проходил процесс над тремя фигурантами, которые активно занимались обналичиванием денежных средств. Для того чтобы выявить, установить и пресечь действия нарушителей, правоохранительными органами применялись многочисленные меры оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Это и отслеживание, ведение видеозаписей встреч всех подозреваемых в серой схеме лиц со своими контрагентами (так называемыми клиентами), наблюдение, контролировались письма электронной почты подозреваемых лиц, совершаемые ими телефонные звонки, даже проводились контрольные закупки. В результате, был проведен оперативный розыск в офисе одной из компаний, где непосредственно предпринимались действия по реализации серых схем, были изъяты уставные документы всех фирм-однодневок (а их было выявлено не меньше десяти), через которые осуществлялась прогонка безналичных денежных средств, компьютеры и серверы. Также были изъяты печати, факсимиле и штампы, использовавшиеся для изготовления фиктивных документов. Все это легло в доказательственную базу при вынесении решения по данному процессу. Количество доказательств было настолько большим, что участники преступной группы свою вину признали полностью. В конечном результате все обвиняемые были осуждены по ч. 2 ст. 171 Уголовного кодекса РФ «Незаконное предпринимательство». Организатор преступной группы получил 2 года лишения свободы, двум другим участникам присудили по 1 году и 10 месяцев лишения свободы. А по большому счету участники этой группы легко отделались, ведь их могли привлечь и по ст.210 Уголовного кодекса РФ «Организация преступного сообщества (преступной организации)», и сроки лишения свободы по данной статье на порядок выше.

Также можно посмотреть в качестве примера приговор Ленинского районного суда г. Иваново от 21 марта 2012 года по делу № 1–16/2012 в отношении лиц – номиналов, которые якобы оказывали услуги, получали за них деньги на расчетный счет, а затем обналичивали. Или приговор Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 28 апреля 2011 года по делу № 1–82/2011, по которому также был осужден обнальщик, осуществляющий фиктивную финансово-хозяйственную деятельность.

Несмотря на то, что степень раскрываемости налоговых преступлений (экономических преступлений) достаточно высока, уверенно утверждать, что в нашей стране борьба с обналичиванием денежных средств эффективна вряд ли можно. Мероприятия по борьбе с обналом осуществляют ФНС России, МВД России и ЦБ РФ, однако ожидаемого результата такие меры пока не дают.

Что же ждет налогоплательщиков в 2017 году? Какие меры будут применяться в борьбе с обналичиванием денежных средств?

В первую очередь стоит обратить внимание на Письмо ФНС от 02.06.16 № ГД-4-8/9849 «Об организации работы по взаимодействию с правоохранительными органами в случаях выявления признаков налоговых преступлений», в соответствии с которым налоговая планирует усовершенствовать качество взаимодействия налоговых органов с правоохранительными органами.

Данное ведомство разработало специальный план по выявлению «признаков и состава преступлений», ответственность за которые предусмотрена статьей 199.2 Уголовного кодекса РФ «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».

Безусловно, данный документ направлен в первую очередь на бдительность налоговых органов при поиске налогоплательщиков, совершивших налоговое преступление.

Также ФНС выделяет две группы, которые будут характеризовать преступления: обстоятельства и признаки.

Под обстоятельства попадают следующие действия:

  • перечисление руководителем организации денежных средств кредиторам путем дачи финансовых поручений дебиторам произвести оплату, минуя расчетные счета в банке организации-налогоплательщика;
  • использование наличных денежных средств, минуя расчетные счета, в отношении которых применена ст. 76 НК РФ, например, через кассу предприятия;
  • использование денежных средств с бюджетного счета, на которые возможно приобретение векселей с целью их дальнейшего использования для расчетов с контрагентами;
  • открытие новых расчетных счетов;
  • не сдача денежной выручки в кассу предприятия;
  • утаивание информации о денежных средствах или имуществе и документов, их удостоверяющих (в том числе бухгалтерских и иных учетных документов);
  • несообщение или искажение информации о денежных средствах или имуществе в бухгалтерских документах;
  • отчуждение имущества в порядке п. 1 ст. 235 ГК РФ «Основания прекращения права собственности».
  • совершения мнимых сделок с имуществом.

Признаки преступления, попадающие под особое внимание налоговиков:

  • заключение «фиктивных» контрактов, договоров с третьими лицами;
  • воспрепятствование осуществлению налогового контроля;
  • образование большой дебиторской задолженности по реализации товаров и услуг с длительной рассрочкой по оплате;

Налоговики смогут исследовать практически всю документацию фирмы-однодневки, и это уже будет существенной доказательственной базой, при подтверждении которой материалы таких проверок будут уже на прямую передаваться налоговыми органами в органы следствия.

Теперь основной задачей правоохранительных и налоговых органов будет выявление сокрытого имущества или денежные средства в размере, превышающем 1 500 000 рублей, где субъектами таких преступлений являются:

  • собственники имущества, денежных средств;
  • руководитель организации-налогоплательщика;
  • иное лицо, выполняющее функции управления в такой фирме;
  • индивидуальный предприниматель, налоговый агент.

И опять мы приходим к ответственности генеральных директоров и директоров компаний, управляющих компании, которые уже в соответствии с данным письмом переходят в разряд потенциальных преступников.

С 2016 года ФНС России осуществляет так называемую «зачистку» фирм-однодневок зарегистрированных в ЕГРЮЛ и выявляет компании, которые фактически не осуществляют финансово-хозяйственную деятельность, а лишь формально числятся в списке зарегистрированных компаний, такие меры применяются в соответствии с Письмом ФНС принятым 03 августа 2016 года за № ГД-4-14/[email protected] «О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных до 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности».

Письмо ФНС России от 3 июня 2016 года №ЕД-4-15/[email protected] «Об оценке признаков риска СУР». СУР – это система управления рисками «СУР АСК НДС-2», программное обеспечение, которое в автоматическом режиме делит юридических лиц — налогоплательщиков, предоставивших в налоговый орган декларации по НДС, на основании имеющихся у налогового органа сведений о деятельности налогоплательщиков на 3 класса: легальные, подозрительные и недобросовестные.

Приняты «Методические рекомендации Центрального банка Российской Федерации» от 13 апреля 2016 года № 10-МР. Согласно данных методических рекомендаций, Центральный Банк России осуществляя надзорную деятельность над всеми кредитными учреждениями (банками) выявляет те кредитные организации, которые обслуживают юридических лиц (клиентов этого банка), по расчетным счетам которых продолжительное время не осуществляются денежные операции (в среднем около трех месяцев), в том числе операции по зачислению денежных средств, либо это незначительные движения. После выявления таких счетов, движения по ним начинают активизироваться и использоваться клиентами – юридическими лицами для совершения денежных операций, в том числе запутанного характера, не имеющих очевидного экономического смысла или законной цели, которые могут совершаться для вывода денежных средств из России, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего уклонения от уплаты налогов, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей, а также операций, отвечающих признакам транзитных операций, указанным в письме Банка России от 31.12.2014 № 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов».

Помимо указанных нововведений с 2017 года к налоговикам переходят функции контроля за страховыми взносами, и уже с нового года налоговики возьмутся за сбор страховых взносов с налогоплательщиков как обычные налоги, и за их неуплату будет предусмотрена точно такая же уголовная ответственность (см. Федеральный закон № 243-ФЗ от 03.07.2017).

В Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» также были внесены поправки и изменения, благодаря которым количество поводов для внеплановых проверок станет больше. Главное нововведение грядущего 2017 года будет заключаться в использовании нового инструмента контроля – контрольных покупках. И такая мера контроля в первую очередь ударит по сферам общественного питания, туризма и торговли.

Нововведения, принятые ФНС России, разработанные и применяемые совместно с инструкциями Центрального Банка РФ, с активным участием правоохранительных органов направлены на выявление, пресечение и устранение налоговых преступлений, что в результате, по мнению законодателей, должно привести к достижению одной единственной цели, поставленной сегодня на выполнение государством – искоренить «черный обнал» в России.